Haryuzov.jpg (25364 bytes)

Михаил Харьюзов
(20 лет спустя после написания "Инженера").
 

Инженер

Слово инженер означает в переводе изобретательный человек. История помнит имена многих инженеров: П. Н. Яблочков (изобрёл свечу Яблочкова), А. М. Лодыгин (изобрёл лампу накаливания), Т. Алва Эдисон (придумал фонограф и проч.), Р. Дизель (создал дизель), А. С. Попов (изобрёл радио), Л. да Винчи (спроектировал птицелёт, токарный и ткацкий станки, пушки с разрывными снарядами и резьбовое соединение), Дж. Стефенсон (уличшил паровоз), Б. С. Якоби (создал электромотор и придумал гальванопластику), Д. Уатт (увеличил власть человека над природой), Иван Иванович Ползунов (необозримый список изобретений).

Нелегко жилось инженерам-пионерам. Т. Алва Эдисон, например, зарабатывал на хлеб, продавая в поездах газеты, А. С. Попов сотрудничал в художественных журналах, Дж. Стефенсон был погонщиком лошадей, а Л. да Винчи подмолачивал оформителем капелл. Родители корифеев хотели, чтобы те были архитекторами (как Якоби), офицерами (как Яблочков), или священниками (как Попов), а вовсе не инженерами. Нравы старого мира порождали конкуренцию на скрещивающихся путях творческих замыслов (что привело к тому, что Алва Эдисон украл идею у А. М. Лодыгина, а итальянец Маркони продал радио Попова за 10 млн., а тому не на что было содержать лабораторию). Но именно в преодолении жизненных трудностей классики обретали широту инженерных взглядов.

По-иному сложилась судьба инженера Шпулькина. В то время, когда нужно было пасти скот или торговать вразнос, Шпулькин ходил в школу. Затем недальновидные родители не отдали его сразу в ПТУ, а определили в МГУ, в результате чего Шпулькин пополнил список жертв узкой специализации.

Нелегко теперь Шпулькину работать в нашем институте. Но он заполняет пробелы в своём образовании согласно классической схемы. Пару месяцев в году Шпулькин проводит в колхозе, размышляя над просчётом Дж. Стефенсона, Усовершенствовавшего паровоз, а не картофелеуборочный комбайн. Зимой он практически осваивает строительное дело, подражая И. И. Ползунову. Всё остальное время он проводит в своём рабочем кабинете, наблюдая за полётом птиц, как это делал Леонардо да Винчи. "Незаменимый работник" - так охарактеризовал неутомимого эдисоновца его научный руководитель.

Но кое-что беспокоит инженера Шпулькина. Его коллеги не очень-то стремятся расширить узкие границы профессиональных познаний, ссылаясь на состояние здоровья и семейные обстоятельства. А вопрос о том, вписывается ли разгрузка мясных туш в ОРСе и развозка пива по магазинам в классическую схему инжереной подготовки, не даёт ему покоя.

И всё чаще он спрашивает себя, что сталось бы со Стефенсоном, не поработай он в юности погонщиком лошадей на подъёмном вороте.

"Импульс", 1979.