Как я остался на второй год

— Владислав Павлович! — сумрачным голосом сказала в трубку обычно ласковая Марья Николавна. — Вот до вас не дозвонишься, а ведь завтра уже в третий раз экономическая учёба руководящего состава!

— Чего-о?

— Вы приказ подписывали?

“Опять чего-то не то подписал, — загрустил я. — Смотреть же надо, сколько раз зарекался… Дёрнуло меня трубку снять…”

В фойе Дома культуры было не продохнуть, до того накурено. Столько мужчин я сроду не видывал, разве что на параде, по телевизору. После третьего звонка я кое-как приткнулся на приставном стуле. На сцену вышел старичок и что-то сказал, но я не расслышал, и тогда на трибуну поднялась симпатичная женщина, и все притихли.

— Товарищи пропагандисты! — начала женщина.

“Вот чорт, похоже, не туда попал”, — подумал я и начал пробираться к выходу, но тут кто-то закричал:

— Руководящий состав мы!

— Ну всё равно, — скраснела женщина.

Опять вышел старичок, на крикуна все зашикали, и он затих: оказалось, тоже новенький, первый раз явился. Я вернулся на место и стал слушать, но матерьял оказался трудный, хотя женщина и записывала на доске самые непонятные слова.

— Поэтому подход должен быть историческим, а метод — диалектический! — сказала женщина и написала на доске и даже подчеркнула два раза, но всё равно было трудно; я видел, как у знакомого бухгалтера даже кожа на лбу натянулась от напряжения.

До конца дня я кое-как промаялся, думал — всё, но женщина на прощанье сказала, что на следующих занятиях мы ещё поговорим об историческом подходе. Я на всякий случай следующие два занятия пропустил и пришёл сразу на третье, но немного опоздал. В зале стояла напряжённая тишина, у доски криво улыбался лектор, а Ростислав Михайлович Лебедев из ЛВЭ смотрел ему в глаза и злым голосом говорил:

— Я очень люблю яблочный джем в банках, но его очень трудно достать. А вчера гляжу — дают. Беру банку, а на ней штамп “1971”. Где была банка до 1973 года?!

Все заговорили разом. Я лично джема не люблю, поэтому в перерыве взял свой портфельчик и сделал вид, что гуляю по фойе, рассматриваю картинки, а потом смылся. Но, по-моему, кадровики успели меня засечь, и я на следующее занятие явился аккуратно. Однако с утра всё ещё говорили про джем, а после обеда — про вклады в сберкассе. Я понял, что это надолго, а вкладов у меня ещё не было, и я опять пару раз не ходил. И тут явлюсь — гляжу, все записывают.

— Одним из самых успешных считается метод слопинга, метод “мозгового штурма”... — толкует лектор.

— Про чего это? — шёпотом спросил я Николая Ивановича Чулкова.

— Вы для БЭСМ-6 сколько времени думали, как что делать? А этим методом за день можно, — коротко объяснил он.

Мы всё аккуратненько записали, а в конце лектор сказал, что метод этот Пирсон и Джексон выдумали. Мы как про Пирсона услыхали, забеспокоились: а нам-то рекомендуется пользоваться?

Тут лектор замялся, стал про капитализм объяснять. Николай Иванович от злости, что зря записывал, даже плюнул. Вдобавок лектор на поезд заторопился и про наши методы не успел. Я после этого опять два раза не ходил. А тут, как громом, — зачёты. И реферат писать. Причём, когда пишешь реферат, можно присоединяться в соавторы. Большинство-то опытные оказались, и все как-то друг к другу поприсоединялись, а мне досталось писать, как управлять Объединённым институтом с помощью АСУ, и никто ко мне присоединиться не захотел. Ну, нашёл я одну статью и честно её передул, так что меня даже упросили публично выступить, и я думал уже, что и дальше так хорошо пойдёт, пока не раздали вопросы к зачётам. На каждый зачёт было по 83 вопроса. Я чуть не сел на уголовном законодательстве, когда рассказывал про детские комнаты милиции. Добил меня второй зачёт. Там все вопросы были по философии, да ещё с первоисточниками, а последнего Канта из библиотеки Поляков унёс. Правда, нам пообещали, что если один выступать будет, а другой дополнит, то обоим зачёт. Все сразу повеселели, и я тоже. Стал ждать, кого бы дополнить, но народ оказался нахальный, слова не вставишь. Вот уж, смотрю, только мы с Володей Поляковым и Николаем Иванычем остались, и Володя говорит:

— ...Должно быть не только количественным...

Я аж задрожал весь. Ну, думаю, сейчас дополню.

— Но и качественным! — выкрикнул Николай Иванович, а я не успел.

На выпускном вечере старичок выступил, который на лекциях у нас сидел, он одним из главных организаторов оказался.

— Меньшинство из вас считает, что всё это пустая трата времени...

Тут все как захлопают. Им чего, им уже дипломы дали.

— Но большинство должно будет признать полезность! — твёрдо закончил старичок.

А вчера у нас опять всё сначала началось. Влад Иванов, правда, тут же заявил, что со всякими второгодниками учиться не хочет. Но ничего, я ему это припомню, когда дело до джема дойдёт. Я ведь знаю, он его тоже не ест.