Объединенный институт ядерных исследований

МУЗЕЙ истории науки и техники ОИЯИ


Н.С.Кавалерова, Ф.Н.Петров
"Материальные свидетельства истории науки и техники в культурном ландшафте современной Дубны"

Понятие «культурный ландшафт» было введено в научный язык в начале ХХ века как элемент понятийного аппарата физической географии. «Культурный ландшафт» выступал в это время синонимом «антропогенного ландшафта» и рассматривался как совокупность результатов деятельности человека на поверхности Земли, либо как особая форма «облагороженного» антропогенного ландшафта, результат оптимального ведения хозяйства.

В 1920-1930-х гг. в западной науке на стыке гуманитарного и естественно-географического знания создается новая научная дисциплина – культурная география. Культурный ландшафт становится одним из ключевых понятий этой дисциплины [1].

Во второй половине ХХ века в культурной географии складываются различные концепции изучения культурного ландшафта [2]: структурно-морфологический подход – изучение форм, которые принимает взаимодействие культуры и природной среды; ландшафтный символизм (мифогеография) – исследование особенностей культурного восприятия ландшафта, выявление ландшафтных образов и определяющих их «культурных кодов»; феноменологический подход – изучение ландшафта как пространства.

Исследования культурных ландшафтов в России активно осуществляются с начала 1990-х годов. В работах Института культурного и природного наследия, изданных при участии и под редакцией его директора Ю.А. Веденина, ясно выражена стратегия понимания культурного ландшафта, прежде всего, как потенциально или актуально охраняемого объекта наследия [3]. Основательный анализ возможностей изучения культурного ландшафта присутствует в исследованиях руководителя сектора гуманитарной географии того же института Д.Н. Замятина [4] и ряда сотрудников его сектора [5].

Широко известны в России исследования культурного ландшафта, выполненные ведущим научным сотрудником Института национальной модели экономики В.Л. Каганским [6]. Согласно его определению, как культурный ландшафт может рассматриваться «всякое земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцированно, а группа освоила это пространство утилитарно, семантически и символически». При этом он отмечает, что антропогенно освоенное пространство далеко не обязательно является культурным ландшафтом, поскольку «люди могут жить в ландшафте, не соотносясь с ним как таковым (как могут жить в истории, сего не ощущая)» [7].

В целом в современных исследованиях под культурным ландшафтом как понятием культурной географии понимают не просто измененный человеком природный ландшафт, а особенное явление культуры, включающее в себя не только материальные объекты, но и связанные с ними представления, образы, формы и нормы культурной деятельности.

Изучение культурного ландшафта города Дубны Московской области представляет собой большой интерес в контексте изучения истории науки и техники – поскольку и происхождение, и основные этапы существования современной Дубны непосредственно связаны с развитием фундаментальной (а, в настоящее время – и прикладной) науки.

Создание Дубны как научного центра началось в 1946 г., сразу же после того, как И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР о строительстве в окрестностях Иваньковской ГЭС протонного ускорителя – синхроциклотрона. В 1947 г. на правом берегу Волги, рядом с деревней Ново-Иваньково было начато строительство научного поселка для сотрудников и обслуживающего персонала. Созданием ускорителя руководил М.Г. Мещеряков.

Первый дубненский ускоритель, синхроциклотрон, был запущен в декабре 1949 г., а в 1950 г. на нем начались исследования в области экспериментальной физики высоких энергий. В 1951 г. началось сооружение еще одного ускорителя – синхрофазотрона с максимальной энергией ускоренного пучка 10 ГэВ. С ним связано имя В.И. Векслера. В марте 1957 г. синхрофазотрон был запущен и проработал до 2002 г. В течение первых трех лет синхрофазотрон оставался наиболее мощным ускорителем элементарных частиц в мире. Он стал не только важнейшей исследовательской установкой, но и одним из главных символов развития всей советской науки.

26 марта 1956 г. на базе расположенных в Дубне Института ядерных проблем АН СССР и Электрофизической лаборатории АН СССР одиннадцатью странами-учредителями был создан Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ). Первым директором Института стал Д.И. Блохинцев. 24 июля 1956 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР Дубна получила статус города. Еще через четыре года, в декабре 1960 г., Дубна была объединена с соседним городом Иваньково, территория города физиков стала одним из районов – институтской частью объединенной Дубны.

С конца 1950-х гг. Дубна является одним из крупнейших научных центров нашей страны. На долю ОИЯИ приходится половина открытий (около 40) в области ядерной физики, зарегистрированных в бывшем СССР. Так, в Институте были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России. Признанием выдающегося вклада ученых ОИЯИ в современную физику и химию является решение Международного союза чистой и прикладной химии о присвоении 105-му элементу Периодической системы элементов Д.И. Менделеева названия «Дубний».

Весь современный культурный ландшафт институтской части Дубны связан с историей развития советской и российской науки. В его структуре можно выделить две группы материальных объектов:

1. Объекты, непосредственно связанные с функционированием города и научно-исследовательского комплекса:

1.1. Здания и сооружения Объединенного института ядерных исследований: здания 1940-х – первой половины 1950-х годов постройки (главный корпус Института, корпус Лаборатории теоретической физики, комплексы зданий синхроциклотрона и синхрофазотрона; более поздние здания и сооружения, в том числе комплекс зданий импульсного реактора ИБР-2 начала 1980-х гг., и т.д.).

Большинство зданий и сооружений ОИЯИ находятся на территории двух охраняемых площадок: на одной из них располагаются корпуса Лаборатории физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А.М. Балдина, на второй – все корпуса всех остальных лабораторий.

1.2. Базовые установки Института, имеющие как современное научное, так и научно-историческое значение: фазотрон (модернизированный синхроциклотрон), синхрофазотрон, импульсный реактор ИБР-2, источник резонансных нейтронов ИРЕН, нуклотрон, циклотроны У-400 и У-400М.

Базовые установки занимают особое, уникальное место в культурном ландшафте Дубны – поскольку именно они являются теми центрами, вокруг которых строится практически вся инфраструктура и деятельность Института. ОИЯИ изначально сформировался как коллектив сотрудников, работающих на базовых установках, а город (во всяком случае, его институтская часть) – как место проживания и обеспечения досуга этих сотрудников. Базовые установки Института представляют собой результат коллективного творчества профессионалов самого высокого уровня – и проектировщиков, и техников, и инженеров, и физиков, над их изготовлением работали многие ведущие предприятия страны. Все эти установки уникальны, и отличаются высокой эффективностью, и гармоничностью дизайна.

1.3. Жилые дома институтской части Дубны, в первую очередь ее историческое ядро – серии одно- и двухэтажных коттеджей, двух- и трехэтажных домов конца 1940-х – 1950-х годов.

В жилой архитектуре Дубны реализованы многие принципы, характерные для архитектуры наукоградов, создававшихся в стране в середине ХХ века – радиальное расположение улиц от центральной площади (в Дубне – от площади Мира), малоэтажная застройка, окраска домов в желтый цвет. Дом культуры и административные здания города и ОИЯИ выполнены в стиле классицизма.

Решением выездного заседания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры жилая застройка исторического ядра институтской части Дубны признана ценным историческим архитектурно-ландшафтным образованием. В генеральном плане Дубны эта территория выделена как подлежащее сохранению достопримечательное место.

1.4. Здания других научных и научно-образовательных организаций, вписанные в структуру институтской части города: филиала Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, филиала МИРЭА, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» и т.д., носят отпечатки разных архитектурных стилей 50-х –80-х гг. прошлого века.

Необходимо отметить, что идея создать в Дубне филиал МГУ принадлежала первому директору ОИЯИ, чл.-корр. АН СССР Д.И. Блохинцеву. Совместная работа этого филиала с ОИЯИ стала первым в стране примером глубокой интеграции высшего образования и фундаментальной науки, опытом включения студентов в работу научного коллектива без отрыва от образовательного процесса. Именно эта традиция позволила в дальнейшем создать в небольшой Дубне достаточно крупный университет (более 15 специальностей, очное и заочное отделение, аспирантура и диссертационный совет).

Хочется отметить, что культурный ландшафт Дубны, безусловно, формировался благодаря высокой концентрации здесь хорошо образованных людей, выпускников ведущих вузов страны, проходивших специальный отбор для работы в ОИЯИ и в оборонном комплексе левобережной части города, стремящихся к многообразным формам проявления своих культурных потребностей (участие в самодеятельности, в театральных и хоровых коллективах, в различных творческих студиях). За годы существования Дубны в городе с гастролями побывали Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Андрей Вознесенский, Александр Галич, Владимир Высоцкий и многие другие выдающиеся писатели, поэты, музыканты, артисты. По определению Юлия Кима, Дубна обладала особым притяжением.

1.5. Наружные элементы инфраструктуры города и система организации городского пространства, достаточно органично вписанного в природный ландшафт правобережья Волги и обширного соснового бора.

Институтская Дубна до сих пор остается очень «зеленым» городом, в котором урбанистический пейзаж не довлеет над природным ландшафтом, а достаточно гармонично сочетается с ним. Яблоневая аллея, посаженная учеными ОИЯИ вдоль набережной Волги 50 лет назад, до сих пор восхищает гостей города. Прекрасным дополнением к общему эстетическому облику набережной являются ротонды в классическом стиле.

2. Объекты мемориального характера:

2.1. Улицы города и аллеи ОИЯИ, носящие имена выдающихся ученых-физиков: улицы Жолио-Кюри, Курчатова, Вавилова, Мещерякова, Блохинцева, Боголюбова, Векслера, Франка, Флерова, Понтекорово, Джелепова, Вернова и т.д.

2.2. Памятники и мемориальные доски, посвященные выдающимся исследователям ОИЯИ, расположенные на территории институтской части города и на площадках ОИЯИ.

2.3. Мемориальные комнаты основателей Института в лабораториях ОИЯИ, хранящиеся в них, в архиве и в библиотеках Института книги и документы, отражающие историю и современное состояние научных исследований.

2.4. Музей истории науки и техники ОИЯИ, расположенный в центре институтской части на улице Флерова.

На роли и значении музея в культурном ландшафте города Дубны мы остановимся подробнее.

Проект положения о Музее истории науки и техники ОИЯИ был разработан инициативной группой сотрудников Института и согласован с Министерством культуры РСФСР в ноябре 1988 года. Решение о создании музея было принято Комитетом Полномочных Представителей государств – членов Института 16-19 января 1989 г., а приказ о создании музея издан директором ОИЯИ Н.Н. Боголюбовым 3 февраля 1989 г. Из представителей всех лабораторий Института был образован Совет музея.

С 1993 г. началось создание постоянной музейной экспозиции. Музей истории науки и техники ОИЯИ располагается в одноэтажном здании по адресу: ул. Флерова, 6; и занимает в настоящее время три помещения: зал постоянной музейной экспозиции площадью 37 м2, выставочный зал площадью 52 м2 и рабочий кабинет сотрудников музея площадью 22 м2. Общая экспозиционная площадь составляет, таким образом, 89 м2. Музей входит в Ассоциацию научно-технических музеев Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ).

В фондах музея находится более тысячи единиц хранения фото-, аудио-, и видео-материалов, большой архив рукописей. Библиотека музея содержит книги об ученых, истории науки, истории и культуре России, истории ОИЯИ; периодика представлена журналами «Вопросы истории естествознания и техники», «Мир музея», «Природа», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь» и др.

В выставочном зале музея проводятся тематические выставки, приуроченные к знаменательным датам, проходят выставки живописи, графики и прикладных работ сотрудников ОИЯИ и членов их семей, детских творческих коллективов Дубны, а также выставки художников из других городов.

Важным элементом повседневной работы музея являются научно-популярные лекции и лекции по истории ОИЯИ и города Дубны для школьников и студентов, а также для гостей города и иностранцев, приезжающих на работу в ОИЯИ и членов их семей. Музей посещают студенты Учебно-научного центра ОИЯИ и Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

В музее функционирует регулярный историко-научный семинар, в рамках которого организованы циклы лекций «История открытий», «Новое в науке и технике» и «Личности институтской Дубны». Эти циклы лекций призваны персонализировать историю ОИЯИ и осмыслить вклад Дубны в развитие мировой науки. Также музей регулярно приглашает для чтения лекций ведущих научных сотрудников Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

В своей деятельности музей руководствуется методическими рекомендациями и разработками Политехнического музея, использует опыт различных технических музеев России.

В настоящее время музей мыслится нами, прежде всего, как просветительский центр, деятельность которого направлена на просвещение широких слоев населения в области ядерной физики, физики элементарных частиц и развитие общественного интереса к деятельности ОИЯИ и фундаментальным исследованиям по ядерной физике в целом.

Во-первых, это направление работы является особенно актуальным потому, что после Чернобыльской катастрофы у широких слоев населения возник своеобразный синдром отрицательного восприятия всего, что связано с ядерной физикой. И только настоящее просвещение, грамотный и профессиональный рассказ о науке и практике, позволяет преодолеть эти фобии.

Во-вторых, активная просветительская деятельность является востребованной в той ситуации, которая сложилась к настоящему времени в системах российского среднего и высшего образования. Несмотря на то, что в университете «Дубна» функционируют две физические кафедры, что в городе есть физические спецшколы и спецклассы, а дубненские учащиеся часто побеждают на международных олимпиадах по физике и математике, мы вынуждены констатировать, что общий уровень знаний учащихся в области естественных наук за последние годы резко снизился. Поэтому музей видит свою задачу в компенсации спада интереса к науке.

Работа музея по привлечению внимания молодежи также необходима для решения актуальных проблем кадрового обеспечения молодыми специалистами ОИЯИ и других учреждений отечественной фундаментальной науки.

На наш взгляд, музей не должен замыкаться в ограниченных экспозиционных помещениях, а идти в школы. Поэтому музей практикует активную помощь городским школам в проведении научно-практических конференций по физике и истории науки. Так, например, музей передал в школы материалы, связанный с юбилеями Д.И. Менделеева и Д.И. Блохинцева и помог в организации научно-практических конференций, посвященных этим выдающемся ученым. Выставка, посвященная столетию со дня рождения М.Г. Мещерякова, также будет передана в школы.

Музей ОИЯИ заметно влияет на расширение культурного ландшафта города, осуществляя активное взаимодействие с Музеем естественной истории Международного университета «Дубна», Дубненским музеем археологии и краеведения, Дубненским общественным фондом историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» и др. В скором времени мы планируем провести круглый стол по вопросу создания городского Совета музеев – экспертного музейного сообщества Дубны, таким образом, инициируя консолидацию и координацию деятельности музеев.

Эффективной формой участия музея в жизни города мы считаем также передвижные выставки – в том числе выставки с возможностью показывать физические опыты для школьников. Мы ориентируемся на то, что современный музей должен не только воспитывать уважение к истории науки и техники, но и помогать посетителям (прежде всего – молодым) лучше понять законы природы. В этой связи наш музей наладил контакты с предприятием «ИнтерГрафика», они проводят свои выставки на базе музея ОИЯИ. «ИнтерГрафика» производит обучающие программы по физике и математике, которые сделаны в виде компьютерной мультипликаций и интерактивного участия школьников в выполнении практических заданий.

Созданные «ИнтерГрафикой» обучающие материалы привлекают школьников всех возрастов. Организуя эти выставки, музей решает сразу две задачи. Учащиеся получают и расширяют свои знания в области физики – и знакомятся с историей Объединенного института и биографиями выдающихся ученых.

Еще одним направлением деятельности музея является создание мемориальных кабинетов непосредственно в лабораториях ОИЯИ, где работали выдающиеся ученые. Фактически, это филиалы музея, куда мы приглашаем экскурсантов.

Из эффективных форм работы музея мы отмечаем кинолекторий «Их именами названы улицы города». В музее собраны фильмы обо всех выдающихся событиях и ученых ОИЯИ.

Основу постоянной экспозиции музея составила выставка об истории ОИЯИ, подготовленная в 1993 г. для Политехнического музея [8]. После завершения экспонирования в Политехническом музее, она была размещена на постоянных началах в Музее истории науки и техники ОИЯИ.

В состав основной экспозиции музея в настоящее время входят:

1. Более 30 научных приборов и макетов научно-технических установок.

2. Информационные стенды, рассказывающие об истории научных исследований в ОИЯИ и о сущности сделанных в Институте открытий.

3. Портреты знаменитых физиков – создателей и ведущих научных сотрудников ОИЯИ.

В числе редких экспонатов музея – личный микроскоп академика Игоря Васильевича Курчатова, подаренный Михаилу Григорьевичу Мещерякову, а также фотоэмульсионная камера – прибор, использовавшийся в первых экспериментах на синхроциклотроне в Дубне в 1949 г. Оба экспоната переданы в дар музею М.Г. Мещеряковым [9].

Также в составе экспозиции входят: макет синхроциклотрона (фазотрона); макет импульсного реактора ИБР-1; макет установки, применявшейся на внутреннем пучке циклотрона У-300; макет адгезатора – первой установки для экспериментальной проверки «коллективного метода ускорения» частиц; механический генератор случайных чисел, использовавшийся при расчетах импульсного реактора ИБР-1; телескоп из пропорциональных счётчиков, использовавшийся в первых опытах по изучению протонной радиоактивности; стереолупа для просмотра плёнок с фильмовых камер; и другие экспонаты.

Созданная в 1993 году экспозиция несколько раз дополнялась экспонатами и отдельными информационными стендами, однако ее структура и основное содержание оставались неизменными. К настоящему времени внешний вид экспозиции можно характеризовать как устаревший, не соответствующий современным нормам.

Поскольку Политехнический музей является научно-методическим центром всей системы российских музеев истории науки и техники, происходящий в нем в настоящее время процесс кардинального обновления экспозиции и в целом всей концепции музейной деятельности имеет большой значение [10]. Можно надеяться, что необходимость такого обновления и в других музеях науки и техники постепенно будет осознана руководителями соответствующих ведомств.

Многие руководители российских научных учреждений и ведущие ученые-физики выражают свое восхищение музеем Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН, Швейцария). Как показывает мировой опыт, музеи науки и техники, включенные в общую систему образовательного пространства и предоставляющие населению возможности понять и оценить успехи науки, приносят странам прямую выгоду. Примером является отношение населения Швейцарии и Франции к созданию на их территории Большого Адронного колайдера.

Мы убеждены, что развитие музеев при ядерных центрах представляет собой общегосударственную задачу, важность которой до конца не осознана. После Чернобыльской катастрофы прошло уже 24 года – и только сейчас на базе одного из павильонов ВДНХ начато создание масштабного музея Росатома. ОИЯИ принимает некоторое участие в подготовке экспозиции этого музея.

Разработанный Росатомом экспозиционный план показывает, насколько основательно подходят здесь к ее созданию, это будет большой и очень интересный современный музей. Но, по-хорошему, приступить к созданию такого музея надо было уже двадцать лет назад. Население должно иметь постоянную возможность ознакомиться с наглядными и убедительными данными о состоянии дел в атомной отрасли – потому, что только открытая информация и знания могут сдерживать развитие связанных с атомной энергетикой фобий, социальное проявление которых уже привело к закрытию целого ряда очень перспективных проектов.

Музейные работники этой сферы должны сочетать в себе качества хороших специалистов, глубоко владеющих своим предметов, и изрядное педагогическое мастерство. К сожалению, этого не всегда удается добиться на практике, кроме того, численность сотрудников ведомственных музеев, как правило, крайне не велика. Поэтому, например, музей ОИЯИ в своей работе постоянно опирается на Совет музея, образованный из опытных специалистов разных лабораторий Института, и актив. Вокруг музея сформировалось определенное сообщество людей, которые любят историю науки и умеют профессионально и интересно о ней рассказывать.

Для многих гостей Дубны, приезжающих из Москвы и других городов нашей страны, из-за границы, знания и впечатления, полученные при посещении Музея истории науки и техники ОИЯИ, становятся одним из ключевых элементов формирования образа нашего города. Многие посетители, даже те, кто практически ничего не знал о физике, после проведения экскурсии говорят о чувстве, что они приобщились к чему-то очень важному, значительному, тому, что составляет гордость нашей страны.

В последнее время существенно вырос интерес к Дубне со стороны московских экскурсионных бюро – в первую очередь, в связи с тем, что в здесь создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа (ОЭЗ) и идет создание Российского центра программирования. На базе ОЭЗ «Дубна» развиваются и будут развиваться производства, связанные с разработкой и применением высоких технологий.

Все это является весьма привлекательным для экскурсантов, поэтому информационное пространство нашей работы тоже расширяется и уже включает в себя беседы с посетителями об ОЭЗ, – потому, что люди активно задают интересующие их вопросы и зачастую, только от нас узнают о том, чем именно занимаются предприятия-резиденты ОЭЗ, так как территория самой зоны в значительной мере труднодоступна. Музей пытается практически отвечать на вызовы времени, которые возникают в его повседневной деятельности.

Примечания

1. Герасименко Т.И. Методологические и методические подходы к культурно-географическим исследованиям // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 7. С. 86.

2. Ежова Н.А. Терминологический анализ понятия культурного ландшафта // http://tsu.tmb.ru/culturology/journal/5/ezhova.htm.

3. Культурная география. Науч. ред. Ю.А. Веденин, Р.Ф. Туровский. М., 2001; Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.-СПб., 2004, и др.

4. Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск, 1999; Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб., 2003, и др.

5. Митин И.И. Мифогеография: пространственные образы и множественные реальности // Communitas / Сообщество. 2005. № 2. С. 12-25; Замятина Н.Ю. Структура представлений о пространстве в разных странах // http://spkurdyumov.narod.ru/NikZamiyatin.htm, и др.

6. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001, и мн. др.

7. Каганский В.Л. Мир культурного ландшафта // http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/kaganskiy/world-landscape/.

8. Хачатуров А. Франка, 2. Место, где физика переходит в лирику. Интервью с Г.Л. Варденгой // Вести Дубны. № 69 (1231). 29 августа 2000 г.

9. Музей истории науки и техники Объединенного института ядерных исследований. Буклет. Составитель А.А. Расторгуев. Дубна, 2009.

10. Давыдова Н. Будущее сдадут в политехнический музей. Он станет центром достижений науки и техники. Интервью с Б.Г. Салтыковым // Известия. 23 сентября 2010 г.


Сайт ОИЯИ    Еженедельник ОИЯИ Web-master Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ