Объединенный институт ядерных исследований

МУЗЕЙ истории науки и техники ОИЯИ


Страницы истории

 

    А.В. Беляев, А.А. Расторгуев. История Дубны

    Федор Петров. История возникновения Дубны:
    краткий очерк

Институтская часть Дубны

 

Город Дубна был образован указом президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1956 г.

 

Рабочий поселок, упомянутый в указе, представлял собой научный городок физиков, сформировавшийся на рубеже 40-х - 50-х годов. Его история восходит к письму И.В. Курчатова, научного руководителя атомного проекта, начальнику проекта, председателю Специального комитета при Совнаркоме СССР Л.П. Берии. Оно датируется 26 января 1946 года и хранится сейчас в архиве Президента России. В этом письме И.В. Курчатов предлагает для развития физических исследований создать мощный циклотрон, который позволил бы получить энергию частиц выше, чем на самом мощном из имеющихся на тот момент в мире ускорителей – циклотроне Лоуренса. В качестве обоснования необходимости создания такой установки Курчатов пишет о перспективах открытия на ней новых элементов и новых способов получать атомную энергию из более дешевых источников, чем уран.

 

Письмо И.В. Курчатова Л.П. Берии

 

19 февраля 1946 года Специальный комитет образовал комиссию, которой поручил выбрать место для строительства циклотрона и подготовить проект постановления Совнаркома об его сооружении. 7 августа 1946 года состоялось заседание Специального комитета, на котором в качестве места для этого строительства был выбран район Иваньковской ГЭС.

13 августа 1946 года председатель Специального комитета Л.П. Берия обратился к председателю Совета министров СССР И.В. Сталину с письмом, в котором изложил предложения по созданию мощного циклотрона в районе Иваньковской ГЭС. В качестве обоснования необходимости строительства этой установки он указал, что «по утверждению наших ученых, академиков Курчатова, Вавилова, Алиханова, профессоров Скобельцына, Арцимовича и других, нынешний уровень знаний об атомном ядре и космических лучах позволяет предполагать, что при помощи частиц, ускоренных до энергии 250 миллионов вольт и выше, можно перейти к открытиям новых физических явлений (открытию новых элементов, новых способов получать атомную энергию из более дешевых источников, чем уран)».

Постановление Совета министров СССР от 13 августа 1946 года

В этот же день Совет министров СССР принял секретное постановление N 1764-766сс «О строительстве мощного циклотрона (установки «М»)». Осенью 1946 года на окраине деревни Ново-Иваньково начались подготовительные работы к строительству синхроциклотрона, ставшего первым дубненским ускорителем, и созданию научного поселка, составившего основу институтской части современной Дубны. Эти работы возглавил генерал-майор МВД А.П. Лепилов, научное руководство ими с 1947 года осуществлял М.Г. Мещеряков, его заместителем стал В.П. Джелепов.

Деревня Ново-Иваньково

14 декабря 1949 года состоялся пуск синхроциклотрона. Еще раньше этой даты для организации исследований на ускорителе была организована Гидротехническая лаборатория (ГТЛ), преобразованная позднее в Институт ядерных проблем АН СССР (ИЯП).

Синхроциклотрон

В 1951 году на другой площадке, в стороне от синхроциклотрона, начались подготовительные работы к созданию принципиально нового ускорителя, синхрофазотрона. Руководителем этого проекта стал В.И. Векслер. На базе строящегося ускорителя была создана новая научная организация – Электрофизическая лаборатория АН СССР (ЭФЛАН).

Синхрофазотрон

Здание синхрофазотрона

В 1956 году на базе Электрофизической лаборатории и Института ядерных проблем был образован международный научный центр – Объединенный институт ядерных исследований. Решение о его создании было принято представителями одиннадцати стран-учредителей 26 марта 1956 года.

Строительство посёлка физиков при возводимых научно-технических установках началось на окраине деревни Ново-Иваньково в 1947 году. В 1954 году этот поселок был рассекречен и получил официальное наименовании «рабочий поселок Дубно», а 24 июля 1956 года указом президиума Верховного Совета РСФСР он был преобразован в город Дубно.

Уже через два месяца, 22 сентября 1956 г., президиум Верховного Совета РСФСР издал новый указ: «О расширении черты города Дубно Калининской области и передаче его в состав Московской области». Согласно этому указу, в состав нового города были включены населенные пункты Большая Волга, Александровка, Козлаки, Ново-Иваньково, Ратмино и Юркино.

Указ о расширении черты города Дубно. 1956 год

25 декабря 1957 г. Московский облисполком ходатайствовал перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об уточнении названия города. В справке, приложенной к этому ходатайству, говорится: «Правильное наименование этого города следует считать Дубна, так как город назван по реке Дубне, на берегу которой он расположен». 8 января 1958 г. был издан указ Президиума Верховного Совета РСФСР: «Город Дубно Московской области впредь именовать городом Дубна». Так Дубна окончательно стала Дубной.

Но это была еще далеко не вся современная Дубна: в левобережной части нынешнего города в те годы располагался рабочий поселок Иваньково со своей историей возникновения.

16 июня 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга. Строительные работы начались в июне 1932 г. 21 сентября 1933 г. в деревню Иваньково (сейчас на ее месте находится шлюз ? 1) прибыли первые организаторы строительства Волжского гидроузла. Во главе этой группы стоял К.К. Крипайтис, работавший ранее на строительстве Беломоро-Балтийского канала. А 25 сентября 1933 г. в окрестностях Иваньково причалили две баржи с тремя сотнями заключенных и их охраной – первый этап каналоармейцев в эту местность. Они основывают лагерь, с которого и начинается населенный пункт Большая Волга.

В апреле 1937 г. Иваньковское водохранилище заполняется водой, начинает работать первая турбина Иваньковской ГЭС. 4 июля 1937 г. опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Об окончании строительства канала Москва-Волга». Согласно этому постановлению, с 15 июля 1937 г. канал открывается для грузового и пассажирского движения. После завершения строительства канала на Большой Волге жил персонал, работавший на Иваньковской ГЭС и объектах Волжского района гидросооружений, а также сотрудники Московского пароходства, осуществлявшие грузовое сообщение по Волге и по каналу.

Волжский район гидроссоружений

В июле 1936 г. был утвержден разработанный Гипроавиапромом проект нового авиационного завода, который было решено строить на левом берегу Волги, между Иваньковской ГЭС и селом Подберезье. В мае 1937 г. начинается его строительство под наименованием «завод ? 30», а 10 июля 1939 г. первая пусковая очередь завода вводится в эксплуатацию. Название «завод N 30» сохранялось до 1942 г., а в топонимике современной Дубны существует до сих пор как обозначение всей левобережной части города – «тридцатки».

В том же 1937 г. при заводе начинает строиться поселок. 10 октября 1937 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет под председательством М.И. Калинина принимает постановление об отнесении к числу рабочих поселков населенного пункта, возникшего на месте бывшей деревни Иваньково. В постановлении сказано: «Отнести к категории рабочих поселков населенный пункт Иваньково при Волжских гидросооружениях Кимрского района Калининской области, сохранив за поселком его прежнее наименование. Включить в черту рабочего поселка Иваньково территорию при Волжских гидросооружениях, Пекуновского винокуренного завода, строительства завода ? 30 и селений Подберезье и Крева с их сельскохозяйственными землями». Под «территорией при Волжских гидросооружениях» в данном постановлении понимается то же, что в некоторых более поздних документах именуется «населенным пунктом Большая Волга».

В ноябре-декабре 1941 г. немецкие войска были остановлены в 20 км от плотины Иваньковского водохранилища. Командование вермахта предприняло попытку нанести удар в тыл советским войскам, переправив свои части по льду через водохранилище. Работникам Иваньковской ГЭС удалось в 40-градустный мороз поднять водяные ворота плотины и существенно увеличить сброс воды из водохранилища, в результате чего лед на водохранилище лопнул и попытка переправы немецких войск была сорвана.

Рабочий поселок Иваньково, состоявший из левобережной и правобережной частей, существует вплоть до 22 сентября 1956 г., когда его правобережная часть – Большая Волга, в соответствии с указом президиума Верховного Совета РСФСР, была включена в состав созданного 24 июля 1956 г. города Дубно. Однако меньше чем через два года, 22 мая 1958 г., Большая Волга была выведена из состава Дубны и опять присоединена к Иваньково.

История объединения Дубны и Иваньково в один город была непростой. 20 февраля 1958 г. президиум Верховного Совета РСФСР издал указ от передаче рабочего поселка Иваньково из Калининской области в Московскую. 4 марта 1958 г. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся принял следующее решение: «принимая во внимание то, что рабочий поселок Иваньково непосредственно примыкает к границам города Дубна Московской области <…> включить рабочий поселок Иваньково в черту города Дубна… О настоящем решении довести до сведения Верховного Совета РСФСР». Таким образом, в марте 1958 г. Иваньково было присоединено Дубне. Однако на практике реализовать это решение местные органы власти не успели, поскольку уже в следующем месяце оно было отменено, а рабочий поселок Иваньково преобразован в город с тем же названием.

28 апреля 1958 г. Исполком Мособлсовета отменяет свое предыдущее решение от 4 марта и просит Верховный Совет РСФСР «преобразовать рабочий поселок Иваньково <…> в город областного подчинения, сохранив за ним прежнее наименование; включить в черту города Иваньково населенный пункт Большая Волга, исключив его из территории города Дубна». 22 мая 1958 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издает соответствующий указ – и с этого момента на карте Московской области появляется новый город Иваньково. А 5 июля того же года проходит первая сессия Иваньковского городского Совета депутатов трудящихся. В ней участвует 41 депутат: 34 - от левобережной части нового города и 7 – от правобережной, от Большой Волги.

В течение двух с половиной лет (с мая 1958 г. по декабрь 1960 г.) города Дубна и Иваньково являются соседями. По данным общесоюзной переписи населения, в 1959 году в городе Дубна проживало 14,0 тыс. человек, а в городе Иваньково – 18,6 тыс. человек.

В это время Дубна активно развивается как международный научный центр. Практически вся жизнь Дубны тех лет строилась вокруг Объединенного института ядерных исследованных, созданного одиннадцатью странами-учредителями 26 марта 1956 г. на базе Института ядерных проблем АН СССР и Электрофизической лаборатории АН СССР. 15 марта 1957 г. в ОИЯИ запущен новый ускоритель – синхрофазотрон, с максимальной энергией ускоренного пучка 10 ГэВ. До 1960 г. он оставался наиболее мощным ускорителем элементарных частиц в мире. Синхрофазотрон становится не только важнейшей исследовательской установкой, но и одним из главных символов развития всей советской науки.

Город Иваньково не претендует на мировую известность, но он имеет гораздо большее, чем Дубна тех лет, повседневное народнохозяйственное значение. Институтская Дубна создает фундаментальные научные знания, а Иваньково производит электроэнергию, осуществляет снабжение Москвы водой, обеспечивает грузовое и пассажирское движение по Волге и каналу им. Москвы. Здесь ведется технологическое освоение и производство управляемых крылатых ракет и самолетов различных классов. Специалисты филиала опытно-конструкторского бюро 155-1 (позднее, с 1966 г. – МКБ «Радуга») под руководством А.Я. Березняка именно в эти годы работают над модификациями созданной ими в 1957 г. принципиально новой самонаводящейся крылатой ракеты морского базирования П-15. Она была принята на вооружение в 1960 г., а в октябре 1967 г., в ходе арабо-израильского конфликта, четырьмя ракетами П-15 был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.

В 1960 году начинаются процессы объединения двух городов – Иваньково и Дубны. Сначала объединились городские советы. После этого были объединены городские газеты. И, наконец, 13 декабря 1960 г. указом президиума Верховного Совета РСФСР города Дубна и Иваньково были объединены в один город Дубна.

Указ об объединении городов Дубны и Иваньково. 1960 год

16 декабря 1960 г. состоялось последнее заседание исполкома Иваньковского горсовета, а уже через десять дней, 26 декабря, началась объединенная сессия Дубненского и Иваньковского городских Советов депутатов трудящихся. В ней участвовали 98 из 110 депутатов двух городских советов. Они приняли решение: одобрить и принять к исполнению указ Президиума Верховного Совета РСФСР об объединении городов Иваньково и Дубна в один город Дубна, а также избрали исполнительный комитет объединенного городского Совета и его председателя – Н.Г. Вельможина, который стал первым высшим должностным лицом городской власти объединенной Дубны. С это времени Дубна окончательно оформилась в современном составе и границах.

Таким образом, урбанизационные процессы, которые привели к формированию современного города Дубны, начались на его территории в начале 1930-х годов, в связи со строительством канала Москва-Волга и Волжского гидроузла. До этого на будущей территории города располагалось несколько сельских поселений: село Подберезье в левобережной части города (сейчас это улица Кирова), село Городище на Дубенском устье (сейчас это улица Ратмино), деревня Ратмино на берегу реки Дубны (более не существует), деревня Иваньково (сейчас на этом месте шлюз ? 1) и деревни Александровка (сейчас – микрорайон), Юркино и Козлоки (улицы современного города). История некоторых из них началась в XIX веке, существование других прослеживается в прошлое вплоть до начала XVII века.

В числе последних – село Городище, рядом с которым с 1620-х годов известна дворянская усадьба, принадлежавшая на разных этапах истории как представителям дворянских фамилий (Грязновы, Татищевы, князья Вяземские) так и представителям купечества и интеллигенции (доктор права Н.П. Шубинский, купец С.Н. Ганешин, И.П. Любомилов).

Усадьба князей Вяземских в устье Дубны

Эта усадьба располагалась на нынешней территории профилактория ОИЯИ, к настоящему времени от нее остался запущенный сад и руины цокольного этажа господского дома. Ранее, в XV-XVI вв. в устье реки Дубны находился таможенный пост – т.н. «Дубенское мыто». А в XII-XIII вв. здесь же, на правом берегу Волги, существовал древнерусский город Дубна.

Древнерусская Дубна была основана в 1132-1134 г. ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким как крепость на границе с Новгородской землей. Жители древнерусской Дубны занимались ремеслом, торговлей, рыбной ловлей. был заложен город-крепость Дубна, исторический предшественник современного наукограда. Судя по материалам археологических исследований, город представлял собой важный военный, административный и торговый центр того времени. Один или два раза он упоминается в Новгородской первой летописи. Древнерусский город – исторический предшественник современной Дубны, просуществовал около ста лет и погиб в результате междоусобных войн начала XIII века и монголо-татарского нашествия.

Древнерусская Дубна. Макет

Здесь, на высоком мысу при впадении реки Дубны в Волгу, в древнерусской Дубне уже в первой половине XII века, несомненно, должна была существовать православная церковь – скорее всего, деревянная, как и весь этот город. Никаких следов этой церкви пока обнаружить не удалось – вполне вероятно, что место, на котором она была построена, уже давно смыто волнами Волги, подмывающими Ратминскую стрелку.

Древнерусская Дубна. Крест-энколпион

Первые исторические свидетельства о церкви на этом месте происходят из Кашинской писцовой книги 1628-1629 гг., согласно которой в селе Городище располагалась деревянная церковь во имя Николы Чудотворца. Позднее здесь же была сооружена деревянная церковь во имя Святого Ильи Пророка, разобранная в начале XIX века «за ветхостью». В конце XVIII – начале XIX вв. она соседствовала с деревянной церковью во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, которая сгорела от удара молнии в 1823 году. После этого в селе началось строительство нового, каменного храма Похвалы Пресвятой Богородицы, которое было завершено в 1827 году. В начале XX века колокольня храма была надстроена третьим ярусом. При храме действовала приходская школа. В 1915 году его прихожанами числилось более 2,5 тысяч человек – жителей села Городище, деревень Александровка, Козлаки, Иваньково, Притыкино и Пекуново.

Дубна. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы

В начале 1937 года храм был разорен и закрыт, его здание использовалось в качестве мастерской, затем – клуба и столовой, потом было заброшено. Во второй половине 1980-х годов началась реставрация храма, а в 1989 г., в результате широкой общественной компании, поддержанной директором Объединенного института ядерных исследований, академиком АН СССР Н.Н. Боголюбовым, храм передали верующим. Сейчас православный храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино – одна из архитектурных жемчужин города, самое старое здание на территории современной Дубны.

Село Подберезье. Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Разрушен в 1946-1947 гг.

На левом берегу Волги до создания современной Дубны также существовала православная церковь. Кирпичный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен жителями села Подберезье в 1907-1915 гг. С начала революции храм то действовал, то закрывался. Окончательно он был закрыт в 1937 году. В это же году Подберезье вошло в состав рабочего поселка Иваньково – части будущей Дубны. Через десять лет, в 1946-47 гг., этот храм будет разрушен, к сегодняшнему дню от него остались только многочисленные осколки красного кирпича на пустыре. Новый храм, построенный в левобережной части города в 1995-1997 гг., в память о разрушенной церкви, также был назван во имя Смоленской иконы Божией Матери.


Сайт ОИЯИ    Еженедельник ОИЯИ Web-master Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ